Мальчик занимающийся балетом как называется
Как правильно называть мужчин, танцующих в балете
О том, как называть женщин в балете, никто никогда не задумывается. «Ну, конечно же, балерина!» — скажет вам любой школьник.
А вот когда речь заходит о балетных мужчинах, происходит небольшая заминка, а потом звучит… «балерун», «балерин», «мужчина-балерина» и даже… «мужик в колготках». В общем фантазия народная не знает границ.
Думаю, большинство и так понимает, что все эти «эпитеты» — неправильные. Однако узнать верный вариант всё, как говорится, недосуг. Давайте, наконец, разберемся раз и навсегда в этом вопросе.
Очень часто артистов балета называют танцорами. И это тоже неверный вариант. Почему? Танцор — это человек, умеющий неплохо танцевать и/или просто любящий это дело.
«Он — плохой танцор!» — можете вы сказать о мужчине, чей нелепый танец на вечеринке вас рассмешил. «Ты — отличный танцор» — можно сказать ребенку, который покорил вас своим умением двигаться.
Но употреблять это слово в отношении профессионалов — неправильно. А как правильно? Верный ответ — танцовщик!
Да, именно танцовщиками и танцовщицами называют профессионалов. И речь не обязательно может идти о балете. Ведь не только там танцуют артисты. Есть множество и других профессиональных коллективов (к примеру, народных или эстрадных), да и сольную карьеру никто не отменял.
Любой артист балета — танцовщик. Но не любой танцовщик — артист балета. Лишь те, кто освоил классический танец в профессиональном хореографическом учебном заведении, получают специальность «артист балет» и соответствующую запись в трудовой книжке.
Ну а остальных профессионалов (эстрадников или народников) могут записать и танцовщиком. Что тоже верно. Вот мы и разобрались в вопросе. Теперь вы точно не назовете классического танцовщика балеруном!
Культура
Мужская работа: балерон или балерун
Удивительные метаморфозы происходят с балетом. Вплоть до середины 18 века танцевали только мужчины, и женщина в балете была, буквально, нонсенсом. Затем постепенно балерины проникали в этот изящный вид танца, пока не заняли в нем лидирующее положение. И сегодня мужчина в балете для многих обывателей – синоним слабого женоподобного существа, отличающегося нетрадиционной ориентацией. Увы, мальчики часто слышат насмешки в свой адрес, их не понимают сверстники, друзья, а зачастую и родители.
Но только посмотрите на самых успешных представителей этой профессии, которая требует не только мужественности, но и концентрации всех физических, а зачастую и душевных сил. Ведь за легкостью движений стоит тяжелый изнуряющий труд, часы тренировок и оттачивания мастерства, поиск наилучшего движения, позы, передачи чувства.
Сколько раз я уже видела этот отрывок из фильма «Белые ночи» с Барышниковым, и все время на глаза наворачиваются слезы. Как он передал душевный надрыв, страсть, желание свободы…
Посмотрим еще на Барышникова на Бродвее – с Лайзой Минелли. Совсем другой образ, совсем другое настроение.
В определенном смысле реабилитацию мужского балета провел в начале XX Сергей Дягилев, привезший Русские сезоны в Париж. Его «Жар-птица», «Петрушка» и в особенности «Весна священная» потрясли западную публику настолько, что впоследствии русский стиль в той или иной мере проник в самые различные уголки их повседневной жизни, и даже супруга короля Георга VI Елизавета Боулз-Лайон выходила за него за муж в платье, отделанной по мотивам русского фольклора. А профессия «артист балета», которых часто называет «балерон» или «балерун» стала набирать популярность.
«Жар-птица» в Мариинском
Николай Цискаридзе и его «Болеро»
Андрис Лиепа в «Ромео и Джульетта».
Сегодня мужчины-балероны идут еще дальше и создают труппу, которая исполняет и женские партии. Санкт-Петербургский мужской балет Валерия Михайловского предлагает не только мужские постановки, но и классику балета в исполнении исключительно мужчин. Основной задачей режиссер считает достижение абсолютной достоверности образов, избегая пародийности. Впрочем, мужчина, переодетый в женщину – это уже фарс, но достигнуть максимальной реалистичности и свести к минимуму пародию – вот задача для настоящих мужчин. А ведь им предстоит двойное перевоплощение: сначала в женское обличье, а затем и в сценический образ. Как считаете, у них получилось?
Впрочем, танцуют они не только в женских образах.
Артист балета – настоящая мужская профессия, требующая немало физических сил и выносливости, и будем надеяться, что популярность ее в будущим будет только расти. Ведь это так красиво! А что об этом думаете вы?
Балерина в большом городе. Она — балерина, он — «балерун»?

Еще часто ошибаются, предполагая, что почти все артисты балета нетрадиционной ориентации. Почему-то полагают, что танцевать в колготках и высоко задирать ноги могут только женщины и гомосексуалисты. А вот то, что артисты балета физически довольно сильные и выносливые мужчины, как-то из внимания выпадает. Субъективное мнение некоторых не принимает во внимание то, что у многих танцовщиков по 2-е, 3-е детей и крепкие семьи. Или семьи нет, но любовниц — целый гарем из кордебалета «Лебединого озера» с Одеттой во главе. Есть, конечно, среди танцовщиков и те, кто восхищается красотой не балерины, а соседа по мужской гримерке, но это не правило, а, как и в любом другом обществе, скорее «эпизод».
Мужчины не танцуют в колготках. Нижняя часть мужского костюма называется трико. Трико плотно облегает ноги танцовщика и демонстрирует публике все рельефы: почему бы и не показать красоту тренированных и сильных ног во всей красе?! Бодибилдеры, например, вообще демонстрируют судьям достижения своего тела, измазанные от макушки до пяток маслом, в одних стрингах, но их мужественность ставят под сомнение почему-то реже.
В современных постановках мужчины все реже выходят на сцену в трико. Трико — дань традиции классического балета. Раньше мужчины выходили на сцену в панталончиках до колен, скрывающих то, что благородным дамам разглядывать в лорнет не полагалось. Первым нарушил этот запрет Вацлав Нижинский. На представлении «Жизели» в 1911 году в роли Альберта он вышел на сцену Мариинского театра в одних трико и короткой рубашке, забыв надеть панталоны (есть версия, что он сделал это намеренно). На спектакле присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, и подобная выходка стоила Нижинскому места в театре. С тех пор Нижинский гастролировал с «Русскими сезонами» С. Дягилева. Забытые панталоны были ничто по сравнению со скандалом на премьере его балета «Послеполуденный отдых фавна» (1912), где Вацлав недвусмысленно и с легкой дрожью в теле совершал на глазах у изумленной публики имитацию совокупления.
О связи Нижинского с влиятельными мужчинами доподлинно известно, но это не значит, что все, кто с тех пор танцует в трико, автоматически становятся частью его «команды». Нижинский, кстати, после однополой связи женился на женщине, Ромоле Пульски, и имел от нее двух дочерей. А вот сестра Вацлава, Бронислава Нижинская, наоборот, после разрыва с мужем стала предпочитать женщин и во многих балетах, поставленных ею, прослеживается это пристрастие. Так, в балете «Лани» (1924) есть дуэт двух женщин с прямым намеком на однополую любовь. В те времена однополые любовники не заявляли со сцены о себе так открыто, как нынче. 20-30 гг. XX века в балете были поистине новаторскими.
Сейчас мужчины танцуют не только в трико, но и на пуантах и «при полном параде» в соответствии со стандартным образом балерины: пачка, накладные ресницы, диадемы. Есть «Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского», состоящий исключительно из мужчин, танцующих и женские партии тоже. Основан он в 1992 году. Технике танца на пуантах в исполнении этих танцовщиков может позавидовать даже очень виртуозная балерина. При всем внешнем подражании танцовщики Михайловского не стараются стать женщинами. Они не сбривают волосы с торса, не подкладывают грудь. Они остаются мужчинами в женском образе и не стремятся сделать пародию на женский танец. Перевоплощаясь в женский образ, танцовщики хотят продемонстрировать ценителям мужского танца свою виртуозность и многогранность на высоком профессиональном уровне. Предшественником балета Михайловского был мужской балет «Трокадеро из Монте Карло», возникший в 1974 году. «Трокадеро», в отличие от санкт-петербургского балета, в своих выступлениях пародирует женский танец и балет с его вековыми традициями, причем тоже очень профессионально, технично и в пуантах.
В стандартных труппах в некоторых балетах классического репертуара мужчины тоже выходят в женских образах. Например, Мачеха в «Золушке» или Фея Карабос в «Спящей красавице». Эти партии характерные и требуют от исполнителя искрометного актерского мастерства. Чаще всего они достаются самым рослым и мужественным танцовщикам. Так что долой стереотипы и выкинем из лексикона слово «балерун». Танцовщик — это звучит гордо!
Мальчик занимающийся балетом как называется
Как правильно называть мужчину, танцующего в балете? Балерин, балерун или просто балер? мужчина балет балерина балерун
Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, балерина, машинистка (работающая на пишущей машинке). К этим существительным нет соответствующих слов мужского рода. Для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты: сотрудник, печатающий; артист балета; мастер, машинного доения и т.д.
Мы стали забывать как выглядит настоящий мужчина, Танцующий в балете просто балерин или балерун или балер.
БалерУн. обычно с оттенком шутливости или иронии. А вообще танцор.
Если маленький, то балерунчик, а если большой, то балерунише.-
Юрий хорошо подумали вижу..значиццаа вы относитесь к маленькому)))
Я не танцую в балете.
на заборе тож написано))))
Артист балета. а правильно.. болерон. всё старо как мир..
солист балета, артист балета, танцовщик )))
Как учат маленьких балерин: «Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу»
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Мир балета, такой возвышенный, неизведанный и волшебный, ближе к нам, чем может показаться. Благодаря школе Илзе Лиепа, заниматься им могут все – не обязательно иметь профессиональные данные. Занятия этим искусством научат держать спину, привьют культуру движения и внутреннюю дисциплину. А если у ребенка настоящий талант, то школа поможет достичь и карьерных высот. М24.ru расскажет о том, как учат маленьких балерин и что из этого выходит.
«Принцесса Диана занималась балетом всю свою жизнь, причем настолько серьезно, что делала прыжки. По ее осанке можно понять, что ей это дало. Выпускниц Смольного института, когда те сидели за столом, всегда можно было узнать. И девочки, которые занимаются у нас в школе, совершенно по-другому выглядят: одухотворенное выражение лица, иное ощущение себя в мире. Они продолжают оставаться девочками, не опережая свое развитие внешне и внутренне, что, мне кажется, очень ценно. Не зря говорят: «Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу». Поэтому занятия балетом – это возможность облагородить облик», – рассказывает создатель школы Илзе Лиепа.
Фото: M24.ru/Александр Авилов
Вступить в это прекрасный мир девочки, и даже мальчики могут уже в 2,5 – 3 года. Именно с этого возраста их принимают в балетную школу, где они занимаются до 15–16 лет. Строгих экзаменов нет: в школу берут всех желающих.
Малыши обычно занимаются по утрам по программе группы раннего развития. Помимо занятий балетом у них есть и общеобразовательные предметы: английский, русский, математика, ритмика, рисование и танец. По вечерам приходят дети 6-12 лет, которые уже учатся в средней школе: они занимаются только танцем по два часа в день минимум 3 раза в неделю.
Чему учат маленьких балерин
Обязательные балетные предметы – это ритмика, работа у станка и занятия с хореографом.
«Ритмика – это предмет, которым начинают заниматься самые маленькие детки. Это возможность научиться существовать в пространстве музыки, слышать музыкальную фразу, различать forte и piano и передавать это движениями. Удивительное дело, когда ребенок пытается движением соответствовать музыке, то начинает очень глубоко ее ощущать и понимать очень тонко», – говорит Илзе Лиепа.
По ее словам, не менее важна работа с хореографом. Это должен быть знающий педагог, который поставит композиции, подберет музыку, образы, которые соответствуют детскому возрасту. Все это дает ребенку возможность растанцеваться и понять, что через танец он может выразить себя, проявить свой характер и темперамент.
«Мой отец, когда-то отдав нас с Андрисом в кружок при клубе Чкалова, сказал: «Я очень хочу, чтобы дети сначала растанцевались». И это важно, ведь если сразу начать заниматься только движением, гимнастикой, совершенствованием тела без элемента творчества, оно в ребенке может и не расцвести», – уверена создательница школы.
Фото: M24.ru/Александр Авилов
Если балетмейстер ставит танец, то педагог на уроке репетирует необходимые для танца элементы и просто работает над техникой. Занятия у станка скучны и утомительны, но именно они помогают выработать чистоту движения.
В филиале в Жуковке хорошо найден необходимый баланс между скучными упражнениями и творческим танцем. Педагог Валентина Горская рассказывает: «Детишки здесь светятся. Они сюда прибегают с удовольствием. Конечно, им у станка не очень нравится стоять, им больше нравится заниматься хореографией, но мы объясняем, что без усилий, без определенного навыка, без определенных упражнений не будет получаться то, что вы танцуете».
Чего нельзя маленьким балеринам
Фото: M24.ru/Александр Авилов
Но, что, безусловно, требуется для обучения в балетной школе от всех детей, – это дисциплина. Нужно успевать ходить в обычную школу, делать уроки, приходить в балетную школу и заниматься там два часа подряд. «Даже иногда бывает, что родители отменяют какие-то занятия в средней школе, если ребенок очень хочет заниматься балетом», – отмечает педагог.
«Я хвалю только тех, кто совсем не уверен в себе»
Бывает, я вижу, что у ребеночка не очень получается, но я ему говорю: «Сегодня ты просто молодец!». И смотришь – он подтянулся, почувствовал к себе тепло и внимание, и у него потом получается. Но вообще это непросто. Дети все забирают от тебя. Приходишь домой, как тряпочка. Но я безумно люблю эту школу», – делится Горская.
Фото: M24.ru/Александр Авилов
В свою очередь, балетмейстер Елена Барышникова предпочитает, чтобы на уроках было всегда весело, даже если приходится детей поругать. «Я хвалю только тех, которые совсем неспособны и не уверены в себе. Остальных я ругаю, – рассказывает она. – Главное, чтобы им было интересно, ведь это единственный стимул у людей, которые не обучаются быть профессионалами в этом деле».
«Конкурс – итог того, что мы делаем»
Участие в конкурсах – очень важный этап в становлении артиста, профессионального или непрофессионального, поэтому дети из школы-студии Илзе Лиепа участвуют в них нередко. Для того, чтобы был стимул для занятий, конкурс очень важен, потому что туда приезжают разные коллективы, и сильные, и слабые. Видя, как работают другие люди, дети больше заинтересовываются.
Фото: Андрей Бардин
«На конкурсах нужно уметь и максимально собраться. У нас были дети, которые, казалось бы, не очень были готовы к таким мероприятиям, но на сцене собирались, показывали хороший результат, а потом в классе начинали работать еще лучше. Конкурсы – некий итог того, что мы делаем», – говорит Елена Барышникова.
Учащиеся школы в Жуковке в конкурсах участвовали четыре раза, и все четыре раза был неплохой результат: в Испании два раза брали гран-при, а недавно стали лучшими на конкурсе-фестивале «Жемчужина Востока» в Китае.
«Я хочу стать балериной!»
Несмотря на то, что школа не ставит задачей готовить профессиональных танцовщиц, восьмилетние ученицы из школы в Жуковке все, как одна, хотят стать балеринами. А если нет, так пианистками и певицами. Девочкам больше нравится танец, чем работа у станка, а еще они все с нетерпением ждут момента, когда их поставят на пуанты. Это очень важный момент в жизни маленькой балерины. Маленькие Лика, Лада, Маргарита и Федя рассказывают, что совсем не устают от занятий, а некоторые из них ради балета даже пропускают занятия в школе.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
«Уже в 5 лет понятно, есть профессиональные данные или нет»
На практике же за 9 лет существования школы в хореографическое училище, чтобы стать профессиональными балеринами, поступили только четыре девочки. По мнению Илзе Лиепа – и это очень много. Эта цифра хорошо отражает тот жесткий отбор, который приходится проходить каждому, кто решил посвятить себя балету. «По ребенку уже лет в пять понятно, есть у него физические данные или нет, – говорит Елена Барышникова. – Музыкальность, прыжок, стопа – все это имеет значение. Это все можно, конечно, сделать, но в балет берут способных детей», – подчеркнула она.
При этом ребенок должен быть психологически готов к работе, а, это значит, должен любить ее рутинную сторону – упражнения у станка. «В 10 лет ты начинаешь каждый день делать скучные упражнения, ломать свои ножки и не очень понимаешь, для чего это и что из этого будет. Ты не совсем понимаешь, какое отношение эти скучные движения имеют к тому, как ты танцуешь дома под музыку… Соединить эти две точки очень непросто. Даже у меня, у ребенка, родившегося в балетной семье, это соединение произошло только лет в 12–13, когда я вдруг поняла, что я люблю занятия. Я засыпала и думала, когда же настанет утро, и я опять пойду в зал и смогу встать к станку. Мне было 13 лет, а наши дети это чувствуют уже с первых шагов в профессиональном училище, лет в 10, потому что они уже понимают, ради чего это. Они уже растанцованы, они уже маленькие артистки», – говорит Илзе Лиепа.
Фото: Андрей Бардин
Теперь эти девочки возвращаются на концерты школы, ставят для них свои номера. «Очень радостно и приятно их видеть, поэтому мы не прерываем с ними связь, тем более что в этом году нами создан детский балетный театр, поэтому, я думаю, наши девочки будут принимать в его работе большое участие. Польза будет и нам, и им, – надеется Илзе Лиепа. – Моя большая мечта, чтобы они не прекращали занятия никогда».
Сейчас Школа Илзе Лиепа проводит первый в своей истории набор профессионально одаренных детей для обучения на бесплатном отделении. В двух отборочных турах приняло участие более 130 детей. Для финального тура, который состоится 16 мая было отобрано 37 детей. Оценивались: телосложение, лицо, шаг, прыжок, вывортность, гибкость, координация, умение слушать музыку, состояние здоровья. Теперь с этими девочками в школе будут заниматься до 10 лет, а потом они будут пробовать поступать в профессиональные хореографические училища, откуда к 18 годам должны выйти настоящими балеринами.
Фото: Андрей Бардин
Илзе Лиепа отмечает, что такой большой конкурс, практически 15 человек на место, объясняется тем, что требования к балеринам сейчас стали более высокими, чем раньше. «Например, в России появилась когда-то Анна Павлова, которая поднимала ножку и касалась уха. А несколько десятилетий спустя в Париже появилась Сильви Гиллем, которая пришла из художественной гимнастики и была невероятно гибкая и растянута. И современные хореографы хотят работать с именно таким материалом, когда физические возможности беспредельны. Я понимаю, что детей надо к этому готовить уже сейчас. Поэтому мы не только ищем талантливых детей, но и берем на вооружение новые технологии, для того, чтобы наши ученики соответствовали этим требованиям», – заключает Илзе Лиепа.















